МБОУ "СОШ №9"
г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
  • Социально-психологическая служба

    Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

    В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

    В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.

    Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

     Цель работы социально - психологической службы:

    Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

     Задачи:

    • создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
    • выявить индивидуальные качества личности ребенка;
    • оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

     В своей деятельности мы выбрали следующие направления:

    Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

    • Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
    • Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.
    • Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
    • Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

    Социально - педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

    • сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
    • оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

    Структура работы службы:

    Специалисты социально - психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

    Функции службы:

    • Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.
    • Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
    • Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
    • Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
    • Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
    • Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
    • Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
    • Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
    • Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
    • Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

    Принципы работы службы:

    • доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
    • своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
    • индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
    • комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
    • эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
    • преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
    • многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
    • интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
    • оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
    • репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
    • адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

     Методы и формы:

    • изучение документации;
    • беседа;
    • наблюдение;
    • эксперимент;
    • тестирование;
    • анкетирование;
    • анализ;
    • консультирование;
    • индивидуальная работа;
    • групповая работа;
    • диагностика.

    Планируемый результат:

    1. Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
    2. Мотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
    3. Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике